Шестой выпуск проекта от УХЛ, Провокатора и Parimatch
В рамках проекта топовые игроки клубов УХЛ расскажут о том, как устроена их хоккейная жизнь, на какие суммы хоккеисты подписывали свои первые контракты, какого играть заграницей или выступать в составе сборных, а также обо всем, что происходит за кулисами публичной хоккейной жизни.
Героем проекта стал игрок «Ледяных Волков», обладатель золота чемпионата мира в Дивизионе 1В, обладатель бронзовых, серебряных и золотых медалей чемпионатов Украины Георгий Кича.
— Тебе было 15 лет, когда ты дебютировал в чемпионате Белоруси в «Соколе»-2. Что ты можешь вспомнить из того сезона?
— Помню, что «Сокол»-2 тогда играл на два чемпионата – Белоруси и Украины. Нас тогда троих пригласил Степанищев, а именно меня, Никиту Буценко и Игоря Слюсаря. Хотел попробовать нас в более взрослом хоккее.
— Как тебе поступило предложение?
— К нам подошел тренер и сказал, что теперь еще будете тренироваться вместе с «Соколом»-2. Через некоторое время провели несколько игр за «Сокол»-2. Вот и все.
— Какие позитивные моменты можно вспомнить из того времени?
— Наверное, первая зарплата (смеется).
— Первая зарплата?
— Сложно назвать зарплатой (смеется). Мы сыграли несколько матчей, а нам выдали премиальные. Это около 300 гривен (улыбается).
Это было первые деньги, которые я заработал в хоккее.
— На что потратил?
— Отдал родителям (смеется). Тогда не на что их было тратить.
Было интересно еще то, что мы тренировались вместе со взрослыми ребятами, которые играли на профессиональном уровне. Когда мы играли в Беларуси, а у них я скажу, что чемпионат сильный, то нам удавалось еще отличиться шайбами.
Если я не ошибаюсь, то я не забрасывал, а больше отдавал передачи. Буценко и Слюсарь забивали, мы в тройке играли. Нам тренер еще защитников опытных ставил.
— Насколько была большая конкуренция среди твоих одногодок в первой команде «Сокола»?
— Были хорошие ребята, но я не скажу, что я воспитанник «Сокола», скорее всего «Льдинки». Когда у нас год развалился в «Льдинке», то все, кто остался, был вынужден перейти в «Сокол».
Могу сказать, что не было такого, что ходили именно заниматься в «Льдинку» или «Сокол». Тогда все ходили просто на АТЭК, а там уже присоединялись к тем, у кого тренировка. Вот, к примеру, Губарев собирал ребят, которые могли тренироваться за определенную плату в месяц. Если я не ошибаюсь, то это было 20 гривен в месяц.
Родители за нас переживали, когда мы ехали на игры в Беларусь
— Насколько было тебе тяжело совмещать игры в двух чемпионатах – Белоруси и Украины. На твой взгляд, какой из этих двух чемпионатов тогда был сильнее?
— Чемпионат Белоруси был сильнее, а еще там было больше команд. Помню, когда мы командой заявлялись на чемпионат, то родители боялись и не хотели, чтобы мы играли. Однако мы все-таки играли и набирались опыта.
— Приходилось ездить много?
— Нас не всегда брали на игры, а только на те, где нас хотели посмотреть. Не скажу, что мы играли против сильных команд.
— В то время ты играл в «Соколе» с Андреем Хапковым. Повлияло ли знакомство с Андреем вернуться в Украину, а также, какие у вас сейчас отношения?
— У нас всегда были прекрасные отношения. Что повлияло в возвращении в Украину? Наверное, хотелось дома играть - у нас чемпионат развивается. С каждым годом становится все сильнее и сильнее. Также еще повлияла на мое возвращение и ситуация с коронавирусом.
— Ты помнишь забавные ситуации с Андреем и тобой?
— Нет, такого не помню (улыбается). Он был старше.
— Какой он человек по характеру?
— Очень дружелюбный, с ним всегда легко общаться, а также он легко идет на контакт. Так было и этот раз, когда я ему позвонил. Я сказал, что я не против играть за вашу команду и уже стою под ареной с хоккейным баулом (смеется).
Он тогда мне сказал, что сборы команды начинаются в августе, а я могу присоединиться к команде. Если я понравлюсь главному тренеру, а на тот момент был Руслан Борисенко, то тогда со мной заключат контракт.
С Андреем Владимировичем всегда здорово! Он всегда рядом с командой, всегда в раздевалке и всегда, так сказать, в теме.
— Помнишь ли ты свой первый профессиональный контракт. На какую сумму он был подписан?
— Конечно, помню (улыбается). Нам его троим предложил Константин Буценко. Мы из «Сокола»-2 перешли в «Белый Барс», на то время он назывался «Беркут» Бровары. Он нам не предложил, а просто сказал, что будем играть за команду. После этого нас взяли.
— Ты практически всю карьеру провел в Киеве. Ты так хотел или просто так получалось?
— В родном городе всегда лучше играть, но никогда не выбирал город. В Киеве всегда замечательные команды. Потом появился «Кременчук», а «Донбасс» еще раньше. Еще «Кривбасс» был. Считаю, что в то время были в Киеве одни из лучших команд.
Помню, когда с «Генералами» во «Дворце спорта» играл. Великолепное было время
— А в каком клубе тебе было играть комфортнее?
— Мне всегда нравилось играть у Константина Буценко. Еще очень безумно понравилось работать с Шахрайчуком в «Генералах».
Я не могу сказать, что по условиям все было идеально. Для меня идеально, когда хороший тренер, с ним всегда можно поддерживать теплые отношения, а также еще коллектив. Остальное, что делает комфортное пребывание в команде – это зарплата, клюшки и так далее.
Мне еще запомнилось то, что мы «Генералами» играли во «Дворце спорта». Это было намного приятнее, возможно, чем какие-то другие моменты. Там шикарная атмосфера.
— В «Беркуте» ты успел поиграть вместе с Александром Савицким, который сейчас возглавляет «Кременчук». Каким он был в бытности игрока?
— Игроком он немного отличался (улыбается). Наверное, был всегда задорным, любил пошутить. Сейчас он более сдержанный, наверное, все-таки из-за должности. Скажу так, что был мальчишкой (смеется).
— Какими качествами он обладал?
— Мужеством и характером.
— На тот момент и там же выступали отец и сын – Константин и Никита Буценко. Расскажи о династии на льду. Это частое явление в хоккее?
— Да, часто можно такое встретить. В НХЛ тоже есть такие примеры.
— Какие забавные ситуации с ними случались?
— Это было в Броварах, когда мы отмечали день рождение с Никитой. На следующий день, утром у нас была тренировка (смеется). Мы естественно отметили. Утром приходим, посмотрел на нас Константин Буценко и сказал, что сегодня пару человек может поехать в университет на учебу. Понятно, что мы пошли отсыпаться (смеется).
— В сезоне 2010/11 ты уехал в МХЛ. Почему принял решение играть за границей?
— Просто пригласили. Мне и Олегу Задоенко предложили уехать и попробовать свои силы в МХЛ. Тогда эта лига только развивалась, если я не ошибаюсь, то это был только второй сезон. Естественно мы согласились.
Была возможность уехать в Словакию, но меня не отпустили родители
— Поступали ли в жизни неожиданные предложения, от которых ты отказывался?
— Было. Мне предлагали уехать в Словакию, где я бы жил, учился и тренировался. Это я обговаривал с родителями, но они посчитали, что слишком рано.
— Расскажи о сезоне, когда АТЭК стал чемпионом. С какими трудностями пришлось столкнуться на пути к трофею?
— Первая трудность была такой, что мы не знали, будет ли чемпионат. Через некоторое время объявили, что будет, а мы собрали свою банду. Помню, что в команде было много ветеранов, скорее всего, играли не ради денег, а ради удовольствия.
Если говорить о трудностях, то были финансовые, а еще были серьезные соперники – «Генералы» были, «Кременчук», который легко выиграл «регулярку». Мы даже подумать не могли, что сможем составить им какую-то конкуренцию.
У нас были хорошие исполнители, а также на нас ничего не давило. Возможно, благодаря этому и выиграли чемпионат.
— В следующем сезоне в «Генералах» ты стал вторым по результативности в команде. С чем связан такой успех?
— Это все партнеры. Артем Гниденко, Саша Караульщук, Сергей Афанасьев и Дима Толкунов, с которыми мне было очень приятно играть. У нас получилась хорошая сыгранная тройка, а также усилия тренеров Шахрайчука и Симчука.
— В том же сезоне тебя вызвали в сборную Украины, а вы выиграли золотые награды чемпионата. Каково в первый год в сборной завоевывать золото?
— Было классное чувство. Была тогда гордость, что ты в майке сборной это сделал, к тому же впервые.
— Ты поиграл в чемпионатах Румынии, Словакии и Турции. В каком из этих чемпионатов тебе больше всего понравилось?
— В Словакии уровень матчей на более высоком уровне.
— Давай начнем с Румынии.
— Прекрасная страна. Я был в Бухаресте. Условия были очень хорошие, у меня был специальный контракт, а я платил налоги. Все было официально. Также у нас были премиальные, единственное, что «смазало», так это то, что мы тренировались на тренировочном катке.
У нас не было домашней арены. На тот момент арена в Бухаресте реконструировалась, а мы были вынуждены играть на других аренах. Тренировались на тренировочной, а в другой город выезжали, чтобы играть.
Еще румынский чемпионат могу выделить тем, что там некоторые команды играют на два чемпионата. Это очень сильно влияет на развитие румынского хоккея, который очень хорошо добавляет.
— А в Словакии?
— Словакия мне запомнилась быстрой игрой. Абсолютно все могут подкрутить, бросить и отдать. Нет игроков, которые не дотягивают по уровню. Если говорить о зарплатах, то более низкие зарплаты, чем в Румынии. Да и команда, за которую я играл, переживала не лучшие времена.
В Турции любят вкусно покушать. Дисциплина у них на втором плане
— Турция.
— В Турции полулюбительский хоккей. Они усиливаются легионерами, но не все. Не все команды себе такое могут позволить. Только самые сильные три команды из лиги могут позволить усиливаться легионерами.
Там на легионеров жесткие ограничения – это четыре человека. Еще интересный факт, что нельзя одновременно четырем легионерам находиться на площадке, а только двум. Скорее всего, делается для того, чтобы уровнять команды. Будет несправедливо, если четыре легионера выйдет из России или США – они разорвут.
— Какая дисциплина в Турции?
— Да какая там дисциплина. Хорошо пойти покушать (смеется). У них это на первом месте. Там везде вкусно.
Если говорить о тренировках, то всего четыре тренировки в неделю. Этого достаточно.
— Этот сезон ты проводишь в Украине. Каково чувство заиграть спустя три года дома?
— Много чего поменялось. Сезоны стали стабильнее, ты понимаешь, что следующий сезон не будет хуже, а возможно, лучше. Раньше такого не происходило. Один сезон мог быть сильным, а второй слабее.
— На твой взгляд, что изменилось?
— Очень много легионеров стало. Это первое, что бросается в глаза. Скорее всего за счет этого и уровень чемпионата стал сильнее.
Не забудьте подписаться на наши страницы в социальных сетях Facebook, Telegram, Instagram, Twitter, Youtube и Viber