Новый проект «Семь вопросов» от «Донбасса» о новичках клуба
Героем первого выпуска стал лучший бомбардир Беларуси, рекордсмен и пятикратный чемпион белорусской экстралиги Михаил Стефанович.
Вашему вниманию первый выпуск проекта «Семь вопросов».
– Как пришел в хоккей?
– У меня отец был хоккеистом. Он за свою карьеру неплохо путешествовал. На то время мы были в Польше, мне было 4-5 лет, он начал ставить меня на коньки. Ездили на озеро зимой, брал покататься после тренировок. На следующий сезон мне нужно было идти в первый класс. Мы переехали в Гродно, где набирали команду моего года рождения и меня отправили заниматься со всеми.
– Помнишь первый выход на лёд?
– Именно первый не помню, но помню, что первый год я занимался с ребятами на 3 года старше: они уже ездили с клюшками, шайбами, а я вдоль бортика с «пингвинчиком». Тогда ещё не «пингвинчик», это сейчас уже модно делать опору в таком виде, а раньше катались с покрышкой либо с чем-то другим. Был случай: не знал, что нельзя за ворота ездить, чуть шайба не попала.
Вот так один сезон я учился кататься, а со следующего команда 1989 года рождения тренировалась под руководством Кравченко Дмитрия Александровича. Он был хоккеистом, получил тяжелую травму и стал детским тренером. Мы были его первым выпуском.
– Воспоминания о первом официальном турнире?
– Помню, что мы практически каждый год ездили на серьёзный турнир в Новополоцк. Там были команды с России, Европы и несколько раз с Америки прилетали. Выше 6-7 места мы никогда не занимали.
Помню первое чемпионство. Года три мы занимали 2-3 места и вот в один сезон выиграли чемпионат в ЕХЛ и чемпионат Беларуси. Потом уже отец также переехал в Минск и мы с мамой за ним. Там создали хоккейный клуб «Динамо-Минск», тренировался с ними.
Отец собирал все мои медали, они у него до сих пор дома стоят.
– Какими были школьные годы?
– В первый класс я пошёл по прописке, где мы жили, не так далеко от дома. Потом был в спортивном классе со второго по шестой-седьмой, расписание было подстроено под школу. Потом переехали в Минск, там я тоже учился по прописке, позже также перешёл в спортивный класс. И так чуть ли не каждый год приходилось менять школу до самого выпуска.
До класса 7-8 были неплохие успехи, очень нравилась математика и география. И на последние три школьных года мы переехали в Гомель, где отец закончил карьеру и был тренером. Там сформировался класс из 7 человек. Понятно, что не успевал посещать все уроки. Обязательные экзамены были в 9 и 11 классах, в 10 большую часть учёбы пропускал. Этой же компанией потом поступили в университет в Гомеле.
– Кто имел или имеет наибольшее влияние на твою профессиональную карьеру?
– Это влияние имел отец. Он сам профессиональный игрок в прошлом, потом тренер. Всю карьеру он подсказывал, давал советы, рассказывал, как делать лучше.
Перед чемпионатом мира в прошлом году папа умер. Сейчас приходиться самому.
– Чем важен каждый из периодов твоей карьеры?
– Отметил бы, что когда переезжал в фарм-клуб в Гомеле, там работал мой первый тренер, он меня уже знал. У него я отыграл два сезона, потом меня начали подтягивать в первую команду, где я отыграл год. После молодежной сборной появился вариант поехать в юниорскую лигу Канады, поехал туда. После первого года меня задрафтовали, отыграл после этого там два сезона, но не получилось уровнем выше – вернулся в Беларусь.
Играл сезон в КХЛ, в Беларуси в Высшей лиге. Был неприятный случай с допингом – уехал в Америку. Последних пять лет играл в Беларуси. Один сезон в «Динамо-Минск», два в «Гродно», два в «Юности».
– В 2007 году ты переехал за океан, сложно ли было?
– Не настолько сложно, сколько присутствовал языковой барьер. Потому что я вообще не знал языка, только базовые слова. Поехал в провинцию Квебек, где всё на французском. То есть, это усложняло задачу: у меня был репетитор, с которым я учил английский язык, а в команде, в основном, все общались на французском.
Тренер давал установки на английском, были несколько человек, которые говорили только на нём. За 3 года английский чуть-чуть выучил, но практики особо не было. Когда уже переехал в Торонто, может, именно этого не хватало, из-за этого не понимал процесс тренировки.
– Расскажи про драфт НХЛ 2008 года?
– Помню, что ездил на тестирование перед драфтом. Были достаточно серьёзные тесты. После драфта были развивательные кемпы, собирали всех молодых игроков. Там при всех подарили джерси, кепку, до сих пор весят дома.
Тогда не было ни звонков, ни видео-связи, как сейчас. Я написал агенту, посмотрел в интернете, что меня выбрали. На тот момент у меня была канадская виза и так получилось, что через неделю-две сразу улетел на неделю в кемп.
– Что вспомнишь о 64 матчах в КХЛ?
– Запомнилось, что первую смену сразу получили (смеется). Мазякин, помню, тогда забил. Когда был в «Динамо» неудачно сезон сложился для нас и меня часто в фарм-клуб ссылали. Приятно было практически в самом начале забить гол, обрести уверенность, но началось подписание легионеров и нужно было освобождать для них место в составе.
Было очень много молодых игроков, мы много проигрывали. С одной стороны хорошо, что в КХЛ играешь, а позитивных эмоций от результата не было. Могли выиграть, например, одну игру в месяц, а остальные 10 игр проиграть. Причём некоторые игры были упорные, некоторые проигрывали с большой разницей.
– Рекорд по количеству чемпионств подряд – пять титулов в Беларуси, твои воспоминания о них?
– Может, повезло с командой. Первый сезон приехал не в начале, заиграл только с ноября месяца. Регулярка прошла не очень, в плей-офф нормально сыграл. Костяк команды сохранился, достаточно уверенно выиграли второй сезон. Потом в команде ввели возрастной лимит, я как раз попадал на следующий год под эти ограничения. Поступило предложение с «Юности» - принял его, там была достаточно сильная команда. За регулярный чемпионат мы проиграли 4-5 игр, выиграли сезон очень уверенно. И в плей-офф также, проиграли только одну игру в финале.
На следующий год большую часть был в «Динамо», у нас был большой ростер. Как все сейчас говорят, что за счёт этого мы тогда выиграли, потому что у всех по 25 игроков, а у нас 35 было. Но я скажу, что это неправда, по игре мы были лучше, сильнее. А последний год возникли проблемы на полуфинальной стадии: довели до седьмого матча, там тоже выиграли. И финал уже играли с опытом, против нас играл «Гомель», там много дебютантов было, но опытные игроки также присутствовали, но у нас их было больше (улыбается). Думаю, что попадал в команды, где был высокий уровень игры хоккеистов, но никто не отменяет тяжелую работу. Достаточно тяжелая работа для тренеров: собрать все звенья, и для нас – круглый год тренироваться чуть ли не в двухразовом режиме. Исполнительное мастерство команды было одним из лучших за эти 5 лет.
– Расскажи о выступлениях за сборную?
– Для всех игроков выступать за сборную – честь. Потому что к концу года отбирается только 25 человек, в этом году - 27. Понятно, что у кого-то травмы, другие причины, но я считаю за честь приехать на Чемпионат Мира представлять свою страну на таком высоком уровне. Мы не добились желаемого результата, заняли только 15-ое место, но такой опыт тоже полезен.
Собирают игроков на олимпийскую квалификацию, я думаю, что у тренера уже будут какие-то задумки и видение состава. Я всегда рад и готов в любой момент приехать в расположение сборной.
– Какие свои сильные игровые стороны можешь выделить?
– Наверное, голевая чуйка. В нужном месте, в нужное время хорошо открыться, плюс достаточно хорошо поставлен бросок – могу и с кистей, и сходу бросить.
Из минусов: неохота в обороне играть, но с каждым годом становлюсь опытнее и понимаю, что в первую очередь нужно хорошо обороняться и потом будет больше шансов в атаке, что показал Чемпионат Мира. Уровень игроков немного другой, больше приходилось обороняться, за счёт этого, может, у нашего звена неплохо получалось.
– Как поступило предложение?
– Как только вернулись с чемпионата Мира сразу Павел Анатольевич набрал, предложил такой вариант, но я попросил время на раздумье, потому что первого июня была последняя игра. В голове немного не укладывалось «Что? Как? Куда?». Договорились созвониться через неделю, разговаривали с агентом. Тренер позвонил ещё раз, я попросил ещё несколько дней. Обсудили всё с женой, все «за и против» и согласился.
– Причины перехода, цели на сезон?
– Меня позвали для решения задач, потому что я уже участвовал в Лиге чемпионов. Знаю, что это за турнир, будет непросто. Но я считаю, что нам повезло с календарем – начинаем дома первые игры – это должно дать толчек, должны хорошо сыграть и получить позитивную энергию.
Первоочередная задача – выйти из группы, а там уже будет видно, каковы наши шансы.
– С кем из игроков раньше пересекался?
– Наверное, только с белорусами. С Туркиным играли против друг друга, с Соколовским тоже против, а с Ногачевым последних три сезона были вместе в «Юности». Но так знаю, что несколько игроков выступало в чемпионате Беларуси и за сборную Украины.
Когда ездили на турнир в Будапешт многие ребята за сборную Украины тот матч играли, когда два вратаря «сломалось». Был интересный опыт, когда приходилось ждать 15 минут, потому что не было кому играть на вратарской позиции и нельзя было просто так закончить игру. Тоже здесь вспоминали, смеялись.
– Впечатления от Краматорска?
– Честно, ожидал худшего: по карте посмотрел и ребята тоже говорили, что далеко. А так по приезду уже снял квартиру недалеко от ледового и футбольного стадиона, где мы сейчас тренируемся. По мне, так лучше жить в маленьком городе – меньше передвижений, ты сам себе хозяин. Не нужно ждать отъезда, захотел – пошёл тренироваться в любое подходящее время. Маленький город – это плюс.
– Расскажи о своим игровом опыте в Хоккейной лиге чемпионов?
– Высокий уровень организации: свои правила, присылают свою экипировку за несколько дней. Администраторам команд нужно это всё подшить в кратчайшее сроки.
Каждая страна на турнире играет по-разному.
– Чем запомнился дебют с «Неманом» в сезоне 2017/18?
– Первый сезон в «Гродно» ребята там до этого играли с другим тренером, но на тот момент был Сергей Михалович Пушков. Мы также начинали на выезде, неудачно выступили – появился мандраж. Приехали, вышли на эмоциях – выиграли первую игру. На вторую уже не хватило эмоций.
На протяжении долгого времени команда белорусов не могла выиграть на выезде. С «Гродно» мы или в овертайме или по буллитам выиграли, а вот с «Юностью» уже на второй год выступлений в основное время выиграли у финов, «Пеликанов». В тот год вышли в плей-офф, попали, правда, на чемпионов Германии – было тяжеловато.
Отличается судейство. В КХЛ, в Беларуси ты играешь – раз, два свалился и к концу игры удаления выравниваются, а там у нас было 6-7 штрафов подряд.
– Факторы успеха?
– Сплоченность, хорошо подобранная тактика на каждый матч. Надеюсь, что нам удастся хорошо разобрать соперников и от матча к матчу идти. Главное не перегореть первую игру, потому что будем играть на другой арене. Будем делать всё возможное, чтобы хорошо выступить, потому что положительные эмоции вдохновляют и последующие матчи будет легче играть.
Блиц-опрос:
– Песня, которую чаще всего слушал за последний год?
– Сейчас начал слушать «Хочу икры и сала»(смеется).
– Любимый вид спорта кроме хоккея?
– Баскетбол.
– Кто ближе: собака или кот?
– Кошка.
– Любимое блюдо?
– Макароны.
– Какой отдых предпочитаешь (море, лес, горы)?
– Море.
– Сколько времени в день в среднем проводишь в соц.сетях?
– Пока семья не приехала, достаточно много (смеется).
– Кто выбирал имя дочери?
– Жена.
– Страна, которая произвела наибольшее впечатление?
– Америка.
– Три главных приоритета в жизни?
– Здоровье близких, семейное счастье, и чтобы было не скучно.
Клуб разыгрывает кепку с автографом Михаила Стефановича! В комментариях в социальных сетях к этому видео оставляйте свои вопросы «10-му» номеру дончан. В следующем видео Михаил Стефанович ответит на все ваши вопросы, а автор самого интересного вопроса получит в подарок клубную кепку ХК «Донбасс» с автографом Стефановича.
Источник: ХК «Донбасс»